- Случаи нападений пиратов на торговые и грузовые суда в 2009-2014 годах
Случаи нападений пиратов на торговые и грузовые суда в 2009-2014 годах
2014
27 мая пиратами был захвачен направлявшийся в Индонезию таиландский танкер MT Orapin-4, вышедший из Сингапура. Морские разбойники освободили судно после хищения находившегося на нем дизельного топлива.
В ночь на 22 апреля пираты захватили у западного побережья Малайзии сингапурский танкер Naniwa Maru-1 и перекачали до трех миллионов литров дизельного топлива на пригнанные к месту нападения два других судна.
18 января пираты захватили следовавшее под флагом Того грузовое судно MV Marzooqah в водах Красного моря. Судно было взято на абордаж вооруженными людьми, команде приказали развернуться на юг и взять курс к берегам Сомали.
2013
17 декабря в 35 милях к югу от берегов Нигерии группа из десяти пиратов совершила вооруженное нападение на судно Althea под флагом Маршалловых Островов, принадлежащее греческой компании. Похитив капитана (гражданина Украины) и первого механика (гражданина Греции), пираты скрылись.7 января заложники были освобождены.
15 июля пираты захватили турецкий танкер в Гвинейском заливе у берегов Габона. Захваченный танкер стоял на рейде города Порт-Жантиль. Его экипаж состоял из 24 моряков - граждан Индии. 22 июля пираты освободили судно в территориальных водах Нигерии после того, как слили из него неустановленный объем нефти и похитили другие нефтепродукты.
23 апреля пираты у побережья Экваториальной Гвинеи напали на контейнеровоз и похитили четырех моряков - двух украинцев, россиянина и гражданина тихоокеанского государства Кирибати. 23 мая моряки были освобождены. О деталях операции по их освобождению не сообщалось.
7 февраля в 180 километрах от нигерийского Порт-Харкорта было совершено нападение на британский сухогруз Esther C. В заложники были взяты три члена экипажа - двое россиян и гражданин Румынии. По данным МИД РФ, пираты захватили капитана судна Валерия Виноградова и старшего механика Андрея Кренева. 11 марта похищенные моряки были освобождены, о подробностях освобождения не сообщалось.
2012
23 декабря у побережья нигерийского штата Байельса пираты напали на судно Asso Ventuno, которым управляет компания Augusta Offshore с головным офисом в Неаполе. Были похищены украинский и трое итальянских моряков. При захвате моряки не пострадали, а само судно пираты вскоре освободили. После атаки оставшиеся на судне моряки сумели благополучно привести его в порт. 9 января моряки были освобождены.
28 августа танкер Energy Centurion, принадлежащий греческой судовладельческой компании и плавающий под флагом острова Мэн (Великобритания), был захвачен пиратами в территориальных водах республики Того. На борту находились 24 человека: капитан из Греции и 23 члена экипажа - граждане России, в основном из Краснодарского края и Ростовской области. После нападения судно вместе с экипажем и перевозимым грузом (50 тысяч тонн дизельного топлива) было перемещено к берегам Нигерии. Пираты насильственно поместили в каюту членов экипажа и похитили личные вещи моряков. 30 августа морские разбойники освободили судно, предварительно выкачав из трюмов около трех тысяч тонн нефтепродуктов. Пострадали два российских моряка - один получил легкое огнестрельное ранение в ногу, другой был избит бандитами.
10 мая во время перехода через Аравийское море недалеко от берегов Омана сомалийскими пиратами был захвачен нефтяной танкер Smyrni, принадлежащий Dynacom Tankers Management Ltd. На борту танкера, шедшего под флагом Либерии, было около 135 тысяч тонн нефти. 11 марта 2013 года пираты освободили судно.
26 марта сомалийские пираты захватили иранский сухогруз Eglantine, шедший под боливийским флагом, в районе мальдивского острова Хоарфуш в Индийском океане. В район происшествия были направлены военные корабли Национальных сил обороны Мальдив, которые почти двое суток преследовали захваченное судно. Однако 28 марта командование сил обороны республики заявило о прекращении операции в связи с тем, что пиратам удалось выйти в международные воды. На борту сухогруза, перевозившего сахар из Бразилии в Иран, находились 23 члена экипажа - 11 иранцев, 10 филиппинцев, один индиец и один гражданин Украины. 2 апреля судно Eglantine было освобождено из плена. Подробности освобождения не сообщались.
2011
8 октября в 70 морских милях от Лагоса нигерийскими пиратами был захвачен танкер Cape Bird (флаг Маршалловы острова, судовладелец - COLUMBIA DEUTSCHLAND). Экипаж судна состоял из 20 моряков, в том числе четверых россиян. В ночь на 14 октября экипаж был освобожден. Условия освобождения не уточнялись.
1 мая у побережья Кении сомалийскими пиратами был захвачен танкер Gemini, принадлежащий сингапурской судоходной компании Glory Ship Management. 1 декабря 2011 года после продолжительных переговоров судно было отпущено, однако морские бандиты оставили в плену четырех членов экипажа. 1 декабря 2012 года, после 19 месяцев плена, пираты освободили четырех южнокорейских моряков.
Условия освобождения не уточнялись.
2010
26 ноября в 900 морских милях к востоку от столицы Сомали Могадишо пиратами был захвачен малазийский контейнеровоз Albedo. Его экипаж состоял из 23 человек - граждан Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки и Ирана. Более 2,5 лет судно находилось в плену у пиратов, за это время его капитан скончался. В июле 2013 года оно почти неделю постепенно погружалось в воду и ночью 7 июля окончательно затонуло. Погибли четыре моряка и семь пиратов, четыре моряка были вывезены на берег до того, как контейнеровоз затонул. Пропавшими без вести считаются 14 членов экипажа.
16 мая в районе камерунского порта Дуала пираты напали на судно North Spirit (флаг Сент-Винсент и Гренадины, менеджер - греческая компания Balthellas Chartering S.A.) с российско-украинским экипажем. Были похищены два члена экипажа - капитан, житель Владивостока Борис Терсинцев и старший механик, житель Архангельска Игорь Шумик. Позднее капитан вышел на связь с судовладельцем и сообщил, что моряков увезли в Нигерию. 3 июля, стало известно об освобождении в Нигерии Терсинцева и Шумика и еще одного захваченного моряка - гражданина Литвы, капитана судна Argo.
5 мая в Аденском заливе недалеко от берегов Сомали пираты захватили российский танкер "Московский университет", принадлежащий ОАО "Новошип". Судно следовало из Красного моря в Китай под либерийским флагом с грузом 86 тысяч тонн нефти. К танкеру приблизились два небольших судна с пиратами, открывшими огонь. У пиратов было крупнокалиберное огнестрельное оружие, в том числе гранатометы.
Экипаж в составе 23 человек заблокировал работу электросиловых установок танкера и забаррикадировался в машинном отделении.
Никто не пострадал. 6 мая военные моряки с большого противолодочного корабля (БПК) "Маршал Шапошников" освободили танкер. В ходе операции освобождения был убит один пират, еще 10 было захвачено в плен. Затем пираты были отпущены.
2009
18 декабря у побережья Гвинеи танкер NS Stream компании ОАО "Новошип" подвергся нападению пиратов. Танкер ждал захода в порт Конакри. В это время к нему приблизилась лодка с вооруженными людьми, которые попытались забраться на его борт. Танкер набрал скорость и ушел от преследователей. Никто не пострадал.
Утром 18 ноября в 350 морских милях восточнее побережья Сомали пираты напали на ходящее под флагом США судно Maersk Alabama. Они обстреляли контейнеровоз из автоматического оружия, после чего находившиеся на борту Maersk Alabama сотрудники охранного подразделения открыли по разбойникам ответный огонь. В результате перестрелки среди команды контейнеровоза пострадавших нет. Ранее сомалийские пираты атаковали Maersk Alabama 8 апреля. Тогда команда отбила атаку, однако морские разбойники взяли в заложники капитана и потребовали выкуп в размере два миллиона долларов. Капитан был освобожден только спустя несколько дней при помощи американского спецназа. В ходе операции спецназовцы уничтожили всех нападавших за исключением 18-летнего Абдикаля Абдикадира Мюзе, который впоследствии был доставлен в США и предстал перед судом.
19 сентября во время прохождения Аденского залива подвергся вооруженному нападению пиратов танкер "Александра" Приморского морского пароходства. Захватчики подошли вплотную к борту и обстреляли капитанский мостик. Капитан танкера, спасая судно, дал команду лавировать по курсу и на высокой скорости уходить от морских разбойников. Сообщение о нападении было передано в эфир, на него откликнулись экипажи военных кораблей, которые пришли на помощь. Пираты вынуждены были отступить.
28 июля внезапно прекратилась связь с сухогрузом Arctic Sea, следовавшим под флагом Мальты с экипажем из 15 россиян и грузом пиломатериалов на сумму около двух миллионов долларов из финского порта Якобстад курсом на Алжир. Судно было захвачено восемью гражданами Эстонии, Латвии и России. 16 августа оно было обнаружен в Атлантике недалеко от африканского островного государства Кабо-Верде. Операцию по освобождению экипажа провели моряки Черноморского флота РФ. Захватом сухогруза руководил уроженец Латвии Дмитрий Савинс. Заказчиком операции по захвату, по заявлению Савинса, стал бывший советник министра обороны Эстонии Ээрик-Нийлеас Кросс. В конце 2013 года Интерпол объявил Кросса в международный розыск.
Нефтяной танкер Energy Centurion
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.